Макетирование имеет несколько направлений:
- Архитектурное макетирование
- Моделизм (техника, транспорт)
- Макетирование для промышленного дизайна
И очень интересное и сложное направление
- Театральное макетирование
Театральный макет привязан к сцене.
Основная задача:
Найти объемную композицию в рамках заданной сцены и ее технических возможностей, учитывая количество занятых актеров в каждой сцене.
Для чего нужен театральный макет?
- По театральному макету выстраивается мизансцена спектакля.
- По театральному макету изготавливаются декорации.
- В театральном макете меняются действия. Он интерактивен.
- В театральном макете есть деление на планы и очень важна глубина (авансцена, арьерсцена, центр сцены)
Театральный макет изготавливается по литературному произведению и по эскизам художника, при общей работе с режиссером.
Поэтому макета всегда два.
- Черновой, называется прирезка. Это поиск.
Материалы: Бумага, картон
- Чистовой, собственно сам макет театральной постановки.
Материалы: Сочетание фактур
Масштаб 1:40 или 1:50
Прирезка
Сам макет изготавливается под конкретную сцену. По заданному размеру.
Если сцена не открытая, то макет ограничен порталом сцены.
Глубина сцены определяется штанкетами, на которых висят кулисы.
Декорации бывают:
- Опускающиеся/спускающиеся на штанкетах
- Закрепленные к планшету сцены
- Выезжающие из карманов сцены
- Стоящие на кругу, круг вращается и сцена меняется. Часто это интерьер.
- Опускающиеся под сцену
В спектакле может быть несколько смен декораций.
Порой от смены декораций зависит жизнь актера. Актеры запоминают свои мизансцены и что и где стоит на сцене.
Поэтому макеты театральных декораций настолько сложная и специфическая вещь. Люди не относящиеся к театру их сделать не могут.
С эстетической стороны театральный макеты очень отличаются от архитектурных макетов.
Если в архитектурном макете мы показываем реальность, то в театральном макете нам надо показать атмосферу, образ.
Макеты театральных декораций должны быть художественными.
Для этого нужно:
- Как можно больше сочетать фактур в одном макете. Мазки краски, состаривание, любые имитации это хорошо.
- Освещение в макете имитирует софиты в сцене. Часто с применением цветного света.
- Портал сцены является рамкой, через которую мы смотрим на макет. И чаще всего на макет мы смотрим с одной стороны. Мы его не обходим.
- Люди в макете, могут быть в костюмах. Эпоха, произведение, образ должен читаться.
Макеты с выставки «Итоги Сезона»
Ольга Васильева "Женитьба" Н.В.Гоголь Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова
Сергей Бархин
Давид Боровский
Макет Василины Очередной, художник Гонзаго
Художник Валерий Левенталь